Заброшенная деревня: легенды и реальность

Регион: Россия
Просмотров: 2820

Неизведанное, забытое, заброшенное всегда притягивает к себе людей: любопытных туристов, искателей приключений. К сожалению, не всегда можно пробраться к неизведанным местам, иначе они бы уже давно стали местом массового "паломничества". Трудно проходимая дорога, дождливый осенний день не стал препятствием для дружной команды с сайта 4turista.ru. Мы отправились на поиски заброшенной деревни Шатур (Шатурский район).

Шатур - это некогда богатое охотничье село имеет древнюю историю, уходящую в дославянский период, когда эти земли принадлежали одному из родов племени Мурома. Письменное упоминание о Шатуре впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича. Сельцо Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные времена проходила по реке Поля до села Кривандино, откуда резко поворачивала на восток. Шатур был расположен в очень удобном для сторожевого поста месте - на небольшом возвышении, защищенном от внезапного нападения рекой Полей.

С XVII века в селе велось интенсивное храмовое строительство, возникали и перестраивались храмы. В XX век Шатур вступил, имея две церкви и две церковно-приходские школы. Это был настоящий духовный центр округи, место жительства нескольких священнических и дьяконских семей.

В двадцатые годы, с началом промышленных торфоразработок и строительством ГРЭС, село Шатур окончательно уходит на обочину жизни. Но имя его сохраняется во вновь возникающих поселениях: совхоз «Шатура», поселки Шатурстрой, Шатурторф, Шатурский. В 1936 году появляется город Шатура. В предчувствии своего полного исчезновения село Шатур передало свое имя новому городу и району.

В 1932 году холодную церковь разобрали. Теплая церковь продолжала действовать до конца 50-х годов, пока не была закрыта во время хрущевских антирелигиозных гонений. Летом 1976 года случилось страшное и непонятное событие - церковь подожгли якобы из хулиганских побуждений. Так в один день был утерян памятник деревянной архитектуры.

К началу 80-х годов в Шатуре почти не осталось местных жителей и было отключено электричество. Провалилась в болото дорога, по которой люди добирались до "большой земли".

Центром села осталось полуразрушенное кладбище, не производящее, тем не менее, гнетущего впечатления. Напротив, оно органично вписывается в пейзаж с несколькими большими домами постройки 19 века, подступившим со всех сторон лесом и необыкновенно живописным деревянным мостом через глубокий омут Поли.

Решено было добираться со стороны Шатурторфа. Дорога в это время года и впрямь трудно проходимая: у городских машин нет шансов проехать, у людей без резиновых сапог нет шансов остаться сухими.

У въезда в деревню нас встретил знак "Уступи дорогу": и все мы, естественно, остановились перед знаком, но лишь для того, чтобы запечатлеть этот кадр.

Знак "уступи дорогу" встретился нам ещё у одного дома.

Нашей радости не было предела: мы доехали, мы нашли это место! Это означало, что преодоление "грязевых ванн" закончено... Во всяком случае, мы так думали на тот момент.

Дома в Шатуре старинные, из больших брёвен, с резными деталями. Деревня оказалась не совсем заброшенной, некоторые люди приезжают сюда как на дачу, и даже поздней осенью мы увидели "местного жителя", копающегося в огороде. Прибыл он сюда на Ниве - она стояла во дворе.

Производит впечатление кирпичная колокольня, которая одиноко высится над селом.

Следующий пункт нашего путешествия - "Змеиный" камень.

Поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс. Змеиный камень овеян легендами, предположениями, его много раз искали, иногда находили и вновь теряли. Причины этому вполне прозаические: драматические исторические события, труднодоступность мест вокруг села Шатур и расположение самого камня. Людская молва говорит о том, что с очень давних времен под ним находится клад.

Змеиный камень представляет собой гранитную глыбу, исключительно необычную для Шатурских болот, которая некогда была языческим святилищем, а позже святилищем уже православным - бьющий из под камня родник был освящён, рядом стояла часовня (не сохранилась). Жившие на Шатурской земле племена постоянно сталкивались со стихией змеиного царства. Наблюдения над поведением этих мудрых тварей вызывали уважение, а затем и поклонение им.

В древние времена на месте сельца Шатур располагалось капище и стоял деревянный идол, посвященный змеиному богу. Здесь жили волхвы и колдуны, заклинатели стихийных сил змеиного царства. Они совершали жертвоприношения, исцеляли больных, хоронили умерших.

Обряд похорон совершался у жертвенного огня. Умершего помещали в особую лодку — ковчег, поджигали и скатывали лодку в реку Полю. И плыли по реке в царство вечности горящие факелы, озаряя берега печальными всполохами, до тех пор, пока не прогорит осмоленное дно ковчега и темные воды реки не примут в свое лоно прах умершего... Поэтому нет на Шатурской земле курганных захоронений «людей озер» III—I тысячелетий до нашей эры, зато в реке Поле в 50—60 годы находили обуглившийся мореный дуб из времен незнаемых.

Для того, чтобы добраться до "змеиного" камня от деревни Шатур, необходимо перейти мостик через реку Поля.

В дождливую погоду на мостике довольно скользко, но передвигаясь миллиметр за миллиметром мы перебрались на другой берег реки. Далее наш путь пролегал по заболоченной тропинке, местами мы проваливались по щиколотку, по скользким бревнам приходилось перебираться через заболоченные канавы. Примерно на середине пути заболоченная тропинка превратилась в лесную дорогу, по которой идти было намного легче и приятнее.

Камень нашли мы без проблем, благодаря тому, что среди нас было два "бывалых": один из них уже путешествовал в этих местах, а другой являлся практически местным жителем (его дача находится в соседнем поселке). Добравшись до "змеиного" камня все стали его фотографировать...

...и фотографироваться около него.

Обратный путь (от камня до деревни) мы проделали с радостным предвкушением шашлыков и пикника на природе: те из команды, кто не пошел до камня, остались "ответственными по кухне".

Пока шашлык жарился, мы исследовали один заброшенный дом.

На двери был полузакрытый замок, поэтому войти в дом не представляло трудностей. В заброшенном доме мы увидели посуду (часть посуды была аккуратно расставлена по полочкам, часть беспорядочно валялась), старинный утюг, русскую печку, газеты (датированные 2006-м годом с очень символическим названием на первой полосе - "Где живут московские приведения", плюшевую игрушку, одежду, запасы еды (крупы, баранки, шоколадки, майонез, тушенка; год выпуска - 2007). На стенах кое-где сохранились обои, в некоторых местах они были отодраны клочьями. Сохранились иконки в углу одной из комнат.

Обратный путь до города мы выбрали "покороче": решили ехать до села Горки, не подумав о том, что расстояние, измеряемое в километрах, не учитывает такой факт как проходимость дорог. По дороге застревали несколько раз, тем самым образовав в лесу "пробку" из нескольких машин.

Ближе к ночи мы, уставшие и довольные поездкой, выбрались из леса, распрощались у села Малое Гридино и разъехались в разные стороны... до следующей встречи.

Добавить комментарий